?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - написано в моем старом удостоверении времен СССР. Участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС - написано в новом. Да, есть разница - авария или катастрофа. Только побывав там, можно было понять маштаб катастрофы.

Кто виноват в той катастрофе???


Три госкомиссии по разному ответили на этот вопрос.

  • Одна - ученые и производители спроектировали и сделали плохой реактор, который и взорвался.

  • Вторая - эксплуатационный персонал своими неумелыми действиями взорвал хороший реактор.

  • Третья - и те и другие немного, и злое стечение обстоятельств.

  • Есть и четвертая версия, не популярная, - те реакторы были двойного назначения - производили электричество и оружейный плутоний одновременно, стараясь догнать США по боеголовкам. Скрестить бульдога с носорогом удалось, только боком это вышло.

Прошло 31 год - а ответа на этот вопрос НЕТ, и оценка не дана надлежайшая.

Теперь о ликвидации.

Размеры катастрофы поставили госкомиссию по ликвидации втупик... Только этим можно объяснить хаотичность и абсурдность мер. Мешки с дробью - забить бреши, чтоб не парил. Туннель под реактором - чтоб охладить. Очистка крыши - чтоб не фонила... И как венец - огромный саркофаг - чтоб не взорвалось оставшееся топливо. Про саркофаг - мое мнение - не нужен он был в таком виде, хотя, вначале это было не очевидно. Но потом стало ясно - точно не нужен. Но кто это отважится сказать, когда положили столько людей и потратили такие ресурсы, вот и строили, как оглашенные мост туда, где уже никого не было и никогда никого не будет. Достроили. А что делает сейчас Европа? Строит второй - тоже не нужный. Конечно, это мое диванное мнение...
Ниже мои фотки тех лет, и мои заметки по-поводу...


Оригинал взят у av_strannik в Чернобыль 30 лет
Все фотографии сделаны мною в августе 1986г. Мне было 30, когда бабахнуло. Сразу написал рапорт. – Что ты там будешь делать? – недобро спросил командир. – Завалы разгребать, у меня права бульдозериста, - отвечаю. - Иди с глаз моих, без тебя справятся.

Как я потом узнал, первый отряд из нашего управления, поднятый по тревоге, уже был там. Им сказали – учения на юге. Парадные костюмы тех парней я потом видел в углу гаража, взять их назад им запретили.
Сменные отряды из нашего управления посылали через две недели, дошла и до нашего отдела очередь.

– Ты хотел? Вперед!


Мы уже знали, куда едем, взяли самое поношенное. Нас неделю обучали в учебном центре, проверяли здоровье.
Летели на АН-12, от Киева ехали на ГАЗ-66. При въезде в 30 километровую Зону заставили одеть ПМГ-2.
Нам повезло. У нас всё было своё. Свои «химики» с самыми современными на то время приборами, отечественными и иностранными; свои медики; свои повара. Мы жили полностью автономно. Наш командир был членом Правительственной комиссии, он нам докладывал почти всё (допуск у нас был совсекретным). У меня было два фотоаппарата,  фотоувеличитель, пленки, реактивы, бумага. Все эти фотки я сделал еще там. В отряде было два УАЗика – буханки. У нас были пропуска – «ВСЮДУ», я и был везде вполне официально, делал фотки для отчета.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.

Огромный размах катастрофы, понимание безысходности случившегося с этой местностью, с этим «райским уголком», понимание, что здесь уже никогда не будут жить люди.
Огромный размах строительства саркофага. Огромные краны, бетоновозы, бетононасосы, огромные бульдозеры.


Были и радиоуправляемые японские бульдозеры, и небольшие роботы – чудо того времени. Правда, основную работу по расчистке сделали ребята на инженерных машинах и лопатами – светлая им память.  «Рыжий лес», он тогда еще стоял. Развалины АЭС.


Недостроенные 5 и 6 блоки. (Их можно было достроить и успешно эксплуатировать до сих пор, на мой взгляд).
Красивейшая местность вокруг с лодочными станциями и яхт клубами. Сосновый бор, где грибы можно было косой косить, мы и «накосили» два огромных мешка белых, и съели всё без остатка. Первоначальный страх «перед атомом» прошел, и мы уже вовсю трескали яблоки и грибы вопреки строгим запретам – молодость. Довелось увидеть Пугачеву с Кузьминым на концерте в «Зеленом мысу» в полевых условиях. Люди в то время были стеснительные, Алла долго уговаривала с ней потанцевать, за руку тащила, никто не шел, пока наконец высокий бравый танкист вышел.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ от услышанного.
К нам приходили с беседами ученые-атомщики, им нравилась наша столовка – в то время были сумбурными. Всех волновало – взорвется или не взорвется. Ученые твердый ответ в то время дать не могли, сами не знали.

На месте фотографирования - 2рентгена/час.


Мешки со свинцовой дробью (сверху над стрелой бетононасоса видны их лохмотья) широко применялись в начале мая. Дробь сбрасывали с вертушек прямо в развал, - цель: заткнуть выбросы в атмосферу. Но…, скапливающийся газ и возрастающая температура приводила к дополнительным тепловым выбросам еще с большим давлением, мешки перестали сбрасывать.


На фото ниже - ликвидаторы в черных спецовках и белых кепках спускаются по лестнице со строящегося саркофага. Очень много шансов, что их уже нет...


На фото хорошо видны машины - бетононасосы (тогда очень редкий агрегат для СССР) и бетоновозы, между ними белая будка, там укрывались водители машин. Будка свинцовая, она ослабляла уровень радиации. Эти водители – герои, - или по бесшабашности, или по незнанию. Им платили пятикратную зарплату и обещали «Жигули» без очереди, боюсь, мало кто из них эти «Жигули» успел получить, в месте фотографа было 2р/час, на месте водителей, у основания саркофага – не знаю, но думаю – не меньше 20 р/час, т.е. безопасно работать можно было 1 час, что нереально в тех условиях. «Наши люди», совершая подвиг и мечтая о «Жигулях», - оставляли свои дозиметры в «чистой зоне», чтоб их «химики» не списали из «горячей зоны» раньше времени. Вот парадокс времен СССР, - «Жигули» - ценой жизни.


Въезд в Чернобыль. Рядом с этой стелой в здании СМУ находился наш отряд.


Въезд в Припять. В Припяти я не был, только у стелы.


На входе в общежитие дневальные всех "обнюхивали" прибором ДП-5В, и заставляли чистить пыль и мыть сапоги.


Машины тоже "обнюхивали" после рейсов.


Машины мыли до состояния - "чисто", чтобы прибор не пищал.


У нас на 50 человек был свой врач и фельдшер. Перед выездом прошли медкомиссию, на ней некоторые «откосили» по здоровью. В зоне брали кровь два раза за месяц, давали йод, поливитамины. Воду для кухни возили из чистой зоны во флягах, для питья в ящиках в коридоре стояли бутылки с «Ессентуками» и «Боржоми». Эти девушки у нас брали кровь.


Как прошел первый страх от окружающей среды, народ потянуло на экзотику, на яблоки и грибы. К тому времени у нас в отряде уже были хорошие иностранные приборы, позволяющие замерять степень радиоактивного заражения не только гамма-лучами, но и бета, и альфа. Грибов в конце августа 86 в окрестных лесах было МОРЕ. Грибников не было совсем - посты не пропускали в "зону", а внутри "зоны" то же посты, да и транспорта почти нет. За час мы набрали пять мешков - только белые. Замер грибов показал – превышение над уровнем общего фона – незначительное, помыли получше и пожарили. Когда запах жареных грибов разнесся по общежитию – потянулись и самые опасливые, все два огромных мешка-пакета отборных белых грибов смолотили за один раз. Больше нас за грибами не отпустили.



С машинами у нас проблем не было. УРАЛы, ЗИЛы, УАЗики, ГАЗик.


Вчера в школе 1450 "Олимп" я провел урок истории, рассказал об аварии и её ликвидации. Дети слушали очень внимательно, и задавали очень умные вопросы.

ПРИЧИНЫ аварии.
Погибших не судят. Они виноваты лишь в том, что не смогли сказать начальству – НЕТ – на приказ вновь запустить уже почти остановленный реактор. (На Саяно-Шушенской – та же причина – дергание турбин). О причинах аварии и её последствиях, о стратегии ликвидации, более подробно написано в моем старом посте. Там есть комментарии атомщиков, например ogolovok , там есть выдержки из статьи  дозиметриста, на основании которых, и на поздних публикациях я делаю вывод об ошибках при ликвидации последствий аварии. Статья "Сталкер" из "Огонька" 2000 года - на мой взгляд - очень интересно.
ОШИБКИ при ликвидации.
Изначально считалось, что почти всё топливо осталось в реакторе и под ним, что оно может взорваться. Отсюда охлаждающий тоннель, отсюда саркофаг, и, как следствие – жертвы при возведении того и другого в кратчайшие сроки. Как потом оказалось – топливо выгорело всё, или всё улетело в атмосферу по словам Чечерова, по крайней мере, то что осталось не способно взорваться, а строительство саркофага в первоначальном виде – продолжалось.
Ненужная спешка при очистке завалов и крыши, привела к дополнительным жертвам.
ОШИБКИ закрытия станции.
Восстановленную АЭС вполне можно было бы эксплуатировать до сих пор, она былапосле восстановления не опаснее всех остальных.


ПОГИБШИМ - вечная память!!!!
ЖИВЫМ - здравия!!!


Мой сайт.
promo av_strannik april 19, 2013 08:20 14
Buy for 50 tokens
Иду домой, у дверей квартиры стоит стол. У нас в доме магазин ликвидируется, они выбросили, а жена подобрала, на дачу. - Там у подъезда еще два столика стоит, но этот самый приличный. - Нет там столиков. - Значит, уже утащили. Это было вчера вечером. А сегодня утром жена снова увидала эти…

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
stringerrus
Apr. 26th, 2017 06:32 am (UTC)
Впечатляет. Как теперь здоровье? А где фотки Монолита?
av_strannik
Apr. 26th, 2017 07:17 am (UTC)
Здоровье в норме, я мало схватил) Больше там не был, и не тянет. Замем ехать туда, где беда была, да и осталась...
stringerrus
Apr. 26th, 2017 07:50 am (UTC)
Да, там беда. Не спорю.

В клипе это хорошо передается:

cyanea_abyssus
Apr. 26th, 2017 06:34 am (UTC)
всего 30 лет прошло, а как-то уже и забывать стали...
а вообще, странным образом напрашивается вывод, что там произошел именно настоящий ядерный взрыв. И дело, видимо было не в конструкции станции и не в ошибке персонала.
maxzo
Apr. 26th, 2017 06:38 am (UTC)
Хронология аварии расписана по минутам. С участием экспертов из разныфх стран мира. Есть спор о природе взрыва, но он больше теоретический. Цепь событий, приведших к катастрофе ясна. Споры больше гуманитарные о том, кто в этой цепи виноват больше.
cyanea_abyssus
Apr. 26th, 2017 08:49 am (UTC)
ага,
я с 86-го энтих хронологий уже штук шесть видела. Которой верить?
maxzo
Apr. 26th, 2017 09:07 am (UTC)
Хронология отключения защиты, увеличения мощности, движения стержней и нажатия кнопки АЗ расписаны по минутам и друг другу не противоречат.
stringerrus
Apr. 28th, 2017 05:23 am (UTC)
Я в этом не спец, но разве ядерный взрыв не разнес бы всю станцию и Припять?
Пишут ведь про тепловой взрыв.
И насколько я понимаю, там неоткуда было взяться условиям для ядерного взрыва.
av_strannik
Apr. 28th, 2017 05:38 am (UTC)
разве ядерный взрыв не разнес бы всю станцию и Припять?
ядерные взрывы тоже разные бывают, в том числе и очень маленькие заряды, для взрыва плотин, например

власти с самого начала старались занизить масштаб катастрофы, да и сами не понимали масштаб беды, радиация НЕ ВИДНА, и точную карту заражения составить очень трудно.

диагноз даже сейчас разный в разных конторах..., а точного диагноза НЕТ
stringerrus
Apr. 28th, 2017 07:21 am (UTC)
Re: разве ядерный взрыв не разнес бы всю станцию и Припя
А, ну да. Теперь я вспомнил про тактические ядерные заряды малой мощности.
Всей правды наверное никто не знает.
maxzo
Apr. 26th, 2017 06:36 am (UTC)
Не очень понятно про ваш тезис про возможность достройки блоков: они строились на от же тип реактора. Больше их не делают. А переделывать под другой реактор - почти заново строить.

И не понял насчёт причин. Версия №3 не отметает 1 и 2, а объединяет.
А двойное назначение реактора из версии 4 катастрофу не определяет. Определяют опять же ошибки проектирования. Т.е. враиант 3, умноженный на пофигизм руководства.
av_strannik
Apr. 26th, 2017 07:19 am (UTC)
возможность достройки блоков:
наверное был более разумный выход, чем просто все бросить...

причины аварии - я не спец, это мои эмоции скорее...
eyegene
Apr. 26th, 2017 06:38 am (UTC)
Интересно. Исправьте "учасТник".
av_strannik
Apr. 26th, 2017 07:20 am (UTC)
ок), исправлю)
(Deleted comment)
av_strannik
Apr. 26th, 2017 07:20 am (UTC)
раньше мы так сильно не разделялись, по крайней мере официально(
grinvago
Apr. 26th, 2017 06:39 am (UTC)
Машину без очереди . Ага . У меня дядя съездил в эти "заработки" , где он был так никто и не узнал , но прожил после возвращения полгода . С ног по колено кожа лохмотьями слезала .
av_strannik
Apr. 26th, 2017 07:21 am (UTC)
это болезненная тема(

Дяде не повезло, как и многим сотням( Вечная память(((
dorys
Apr. 26th, 2017 07:47 am (UTC)
Спасибо! Здоровья и благополучия!
kirasevera
Apr. 26th, 2017 09:14 am (UTC)
Здоровья и благополучия Вам и вашей семье
s0loha
Apr. 26th, 2017 12:23 pm (UTC)
Здоровья и благополучия!
stringerrus
Apr. 27th, 2017 12:55 pm (UTC)
Что скажете об этом? http://www.yaplakal.com/forum7/topic1443945.html
av_strannik
Apr. 28th, 2017 04:50 am (UTC)
прочитал
что сказать? Академик свое дело делал добросовестно и самоотверженно, делал ценой жизни, а "штабные" всегда недовольны, хотя кто их держит в штабе, могли бы выехать на передовую...

жаль...
stringerrus
Apr. 28th, 2017 05:20 am (UTC)
Re: прочитал
Да, мне тоже жаль, что с ним такое произошло.
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow